МАРКА 78 — 78-й РАЙОН ДУШИ

МАРКА 78 — 78-й РАЙОН ДУШИ

Знаете, как это бывает — «когда мелодия улиц в такт биению сердца….»? Ты идешь по улице и слышишь бит шагов, скретч шин по асфальту, басовое гудение проводов; удары мяча на баскетбольной площадке за твоей родной школой превращаются в бит-бокс, мерное движение трамваев по рельсам задает ритм; сэмпл питерского моросящего рваного дождичка и элегантная джазовая нотка — саксофонная горчинка гудков пароходов на Неве, терпкая и печальная. И где-то бродят они — такие же, как ты, люди, умеющие так же дышать, видеть, чувствовать. Их песни можно наклеивать на конверты, как марки, и отправлять друзьям, например, на Ямайку. Или Тибет. Или в Москву. Такие письма точно дойдут, правда, лет через пять, не раньше, потому, что сначала обойдут весь мир. Их будут слушать, жалеть с ними расставаться, и беречь, и посылать дальше, пусть другие услышат. Это не музыка «цель — на поражение». Это музыка «люди, пойте песни, когда мы вместе», «люблю, когда…». Я почему-то думаю, что такие песни появляются только в Питере. Парень, написавший ее, может быть твоим старым другом, а девчонка, спевшая, соседкой, the girl next door, но почему-то раньше ты и не думал, что это, оказывается, так рядом и так просто. Например, группа «Марка 78». Они обычные. Такие же, как все. Cтудентка Академии Госслужбы Роксана — Рокс… Влада — самый прекрасный голос России…Или юрист из Финэка Леша «Алекс». Коля «Кривой», институт МВД. Культуролог Андрей «Аспект». И Саша «Филин». Со своей жизнью, со своими заморочками. Только мне, когда я слышу их музыку, хочется влюбиться, собрать рюкзак, уехать с палаткой в Бразилию и сидеть на солнце, блаженно щурясь. Или бежать в какой-нибудь уцелевший кинотеатр повторного фильма на ретроспективу французского кино, старинного, трогательного и настоящего. Та же эмоция, чистая и честная, как тогда, когда я впервые услышала изыскано-джазовый полет девичьих голосов, «черный» фристайл Алекса, насмешливый голос Фила, немного усталую интонацию знающего все на свете Кривого. И буддийскую мантру Аспекта. Когда познакомилась с ними и поняла, что они вкладывают в то, чем занимаются, и какие чудеса творят в своей маленькой алхимической лаборатории под названием студия.

Почему «78»? Да потому, что. Питерская Марка.

1. Кривой.

— Как я понял, что такое рэп?.. А я не понял, я вначале услышал и пропал напрочь, а потом уже начал понимать, когда сам стал делать. Мне лет пятнадцать, наверное, было. Поехал на Кавказ, к бабушке в Пятигорск, а там друзья старые, тусовка, все такое; ну вот, приезжаю, значит, а у них там Vanilla Ice — тема «Ice Ice Baby». «О, — говорю — это что такое?», а они ржут — «Это рэп, детка!». Ну, круто, думаю! Набрал кассет, приезжаю в Питер, меня мои чуваки встречают. Я им ставлю слушать, смотрите, говорю, какая музыка-то есть, оказывается, а в Питере уже все слышали. «Ну да, — говорят — ничего, нормальная музыка», но всерьез только я, пожалуй, принял. Зацепило чем-то. И подумал — я тоже так могу. Много чего слушал, смотрел, делать пытался, но как-то так все, безрезультатно, пока не познакомился с ребятами, они тоже носили штаны широкие (улыбается). Ну, пообщались, пошли темы первые, домашние записи, нелепые, неумелые, но душевные такие… Прикалывались, в общем, как могли, пока я у друзей случайно русский рэп не услышал — тусовка «Балтийский клан», они как семья вообще были, «СТДК». Слушать стал, конечно, слушаю и думаю — «о, нет, парень, ты так, как они не потянешь!» . Думал-думал, потом с Ником познакомился, он тогда в группе «Каждому свое» был. Ходил такой рэпперок, я такой же, смотрели-смотрели друг на друга, потом я решился и принес ему свои телеги. Уж не знаю, почему, может, понравилось ему там что-то, но Ник нам помог. Текст первый сделал, минус, и приехали мы к нему писаться. Писались дня три наверное, это первый раз всегда так — ну, знаешь, первая песня, первые рифмы… Сложно. И, я бы сказал, началось и понеслось, я понял, что это такое. Так до сих пор и живу на этой волне. Парни многие сдались, не вытянули, ушли из рэпа, а я не могу. Знаешь, как про это сказать можно? Рэп — это то, как я живу, а хип-хоп — как чувствую. Здесь очень важно, какие люди с тобой рядом. Вот «Марка», например. Мы семья, я считаю. Это очень важно, когда нет этого чувства — семейного — группы распадаются, люди расходятся. Мы, конечно, быт налаживать пытаемся, как в любой семье, сложно, все разные очень… Но я вот тут вспоминал — мы с Лехой, Филом и Аспектом познакомились, ну, думаю, не зна-а-аю… Первые треки сделали, записали — нет, думаю, не ошиблись, правильно, что вместе. А потом и Женька появилась. Это тоже супер.

Район?.. Ну-у, если бы не Юго-Запад, я бы вряд ли стал рэппером. Район — это все. Друзья, дом. Мои улицы, мои места боевой славы. Люди, которые здесь живут, считают его столицей хип-хопа в нашем городе, знаешь, такое государство в государстве. Все наши рэпперы отсюда родом. Девочки, опять же, у нас самые красивые!.. Здесь понятие «пафоса» отсутствует, братья, один за всех и все за одного. Если кто-то обидел — будь уверен, все сбегутся вписываться. На районе так : жизнь — это жизнь, музыка — это жизнь. А сказать, в общем-то, нечего, здесь надо жить, или потусоваться, хотя бы.

  1. Алекс.

— Музыка?.. С пяти лет. Да не занимался я ей! Она просто со мной была, и все. Студии, музыкальные школы. Да не суть!.. Это к тому, что о нотах и хоть какой-то музыкальной грамоте я имел некоторое представление, когда в хип-хоп пришел. Как пришел? Даже не знаю. Просто стало интересно, группы какие-то стали появляться. Если честно, я всю жизнь мечтал петь, но вокальных данных нет, стал читать. «Большая романтика» пришла гора-а-здо позже, вначале это был детский рэп — домашний, для папы и мамы, потом дворовый — для друзей, а вот потом уже, когда тусовки всякие начались, курить начал, и прочее-прочее… Тогда и понял «романтику». Все началось с легендарного клуба «Муха» на Юзе, район вообще всегда рулил в плане хип-хопа.

О чем спрашивают?.. О глупостях всяких. Например, как песни рождаются. Ну, как это объяснишь? Это очень тонкий процесс, многогранный. Идешь по улице, видишь что-то, или попадаешь… Во что-то… У нас есть песня «Город». Я ее придумал на улице, летом, просто шел, смотрел по сторонам, слушал — смех детский, машины… Музыка — штука вообще волшебная, я сам не понял до сих пор, как это так выходит, но я когда пишу, всегда уже слышу в самом начале работы конечный результат. Всю песню целиком, с читкой, с вокалом, с аранжировкой. Ночью все в голову приходит, как всем гениям (Алекс скромно улыбается). Рэп — это все. Музыка, которая помогает жить, иногда заставляет жить, верить, слышать себя, слышать и понимать других. Если то, что мы делаем, нравится людям, то это кайф нереальный, ради этого можно горы посворачивать. С приобретением нами кое-какой скромной местной известности, я стал еще серьезней к этому относиться. Еще очень любят про «авторитеты в музыке» спрашивать. Тоже глупости. Нет авторитетов, есть учителя. Я вырос на Америке, на Франции, немного джаза, из русского рэпа Лига, «Bad Balanse» и так далее. В России, я считаю, за хип-хопом и R»n»B большое будущее, столько народа талантливого, целый 101-й километр… В нашем только городе огромное количество. R»n»B проект Лиана, например. Или «Братья Praddd»… Вообще радует, что в Питере серьезные движения начались в этом направлении. Раньше же этого не было, был один андерграунд сплошной, читали по полуподпольным клубам, анонсы сарафанное радио распостраняло. А теперь хип-хоп появился на наших радиостанциях, на телеканалах, мы вот вообще умудрились занять ПЕРВОЕ место на фестивале ПОПУЛЯРНОЙ музыки, проводимого довольно попсовым телеканалом «Муз-Тв». Радует!..

  1. Филин.

— Мы с Аспектом начинали вместе, тоже что-то пробовали, эксперементировали, как все, группа у нас своя была, «Стальное слово», потом познакомились с Лехой, с Кривым, и понеслось. Проектов море, идей, даже времени никакого не хватает делать сразу все. Почему людям нравится?.. Не знаю… Наверное, потому, что мы негатива в музыку не вносим никогда, только позитив. Зачем? И так слишком много вокруг этого, не хочу людям нести отрицалово, которое и так прогрессирует. Есть темы, конечно, на которые стоит и нужно размышлять, но загоняться нельзя. Иначе труба… Я рэп начал слушать, когда все это стали делать, штаны носить широкие, кепки, банданы, серьезных войн не застал уже. Хотя, помню, ноги уносил как-то — остановили и очень попросили назвать двадцать рэпперских групп. А я забыл!

Русский рэп для меня серьезен в жизни, правда, то, что сейчас многие молодые команды делают, не очень как-то… Нет, есть классные проекты. Но не очень много. Я каждого в русском рэпе уважаю за свое. За желание показать это людям, свою линию, за творчество. Я думаю, что мы как раз поэтому и стараемся в своем творчестве немного приблизиться к западному качеству и западным стандартам этого качества музыкального материала. Америка ж родина рэпа и хип-хопа все-таки…

  1. Аспект.

— Я, кстати, окончил музыкальную школу по классу скрипки. Не надо только смотреть так… В гимназии с Филом познакомился, там же мы и треки свои первые, совместно с ним написанные и исполняли впервые. Вначале в футбол играли, как все пацаны, потом уже, когда поближе стали общаться, пошла музыка. Мы с ним читали рэп под две акустические гитары! Это было мясо самое натуральное, в хорошем смысле. Народу нравилось, у нас даже эфир состоялся тогда, еще в школе, на кабельном телевидении.

То, что собралась такая группа, как «Марка», я считаю огромной удачей. Люди талантливые — Алекс, Фил, Кривой, Настя, девочки — Рокс и Влада…. Часто спрашивают, почему именно рэп, я ведь писал разные песни. Я считаю, что рэп заключает в себе магическую силу, он не ограничивается какими-то рамками, вроде бита и чистого речитатива. Можно Высоцкого вспомнить, который, не обладая выдающимися вокальными данными, под бой гитары творил чудеса просто, так доносил свою поэзию, что забыть ее было невозможно. У нас в России, я считаю, слова хип-хоп, рэп вызывают странные реакции — а, ну да, Децл, широкие штаны, все такое. И все. А это давно не так. Я вообще очень трепетно отношусь к самому понятию «русский рэп», и всегда старался доносить до людей непонимающих, что это в первую очередь поэзия, которую хочется делать. Даже если никто не будет слушать вдруг, я все равно буду писать песни, потому, что не могу без этого жить. У меня тонкое отношение к музыке, думаю, что это вообще самое гениальное изобретение человека. Великая сила. Если я кого-то задуматься заставлю своими песнями, остановиться, вспомнить себя, струны какие-то задену душевные, то мне этого больше, чем достаточно. Даже эксперимент начал — рэп на старославянском языке, ну, это так, для себя. Очень сложно.

На людях, занимающихся рэп-деятельностью, лежит очень большая задача донести до молодого поколения красоту нашего языка. Родина рэпа и хип-хопа Америка, это факт, но русский рэп и хип-хоп — явление по сути своей совершенно уникальное, и в нем есть масса талантливейших людей, которые показывают красоту языка и как им можно творить, я очень уважаю их за это. Вообще, о хип-хопе, о музыке, о поэзии можно разговаривать неделями, никаких чернил на планете не хватит записать. Люди начали забывать об искусстве, больше бегают в суматохе — как бы денег заработать, устроиться, пристроиться… Нельзя так… Вся жизнь так пройдет. «Люди, пойте песни»!

Мой район?.. Очень дорогое место. Я считаю его своей родиной. При всей любви к этому действительно великому городу, именно на районе я чувствую себя дома. Там все знают друг друга как родственники. Кстати, именно на районе наши песни слышали впервые, зеленый свет дали. Это очень значимо — люди, которые тебя окружают.

Розинья