Никитин, субъективно: Реквием рэп-лейблам

А вы заметили, как поменялась ситуация с лейблами? Я имею в виду хип-хоп лейблы. Причем, за какие-то два-три года. И развитие ситуации способно развеять оптимизм даже самых закоренелых мечтателей.


А оптимизм базировался вот на чем – после успеха Касты и ЮГа все поверили, что так называемые хип-хоп лейблы способны делать своих артистов большими звездами, с широкой слушательской аудиторией, с клипами, с ротациями, с обилием концертов и последнее, но не по важности – с отличными гонорарами. Успех двух этих групп, который стоило расценивать как результат труда + стечение обстоятельств, как большую удачу, многие, в том числе и автор этих строк, расценили как начало тенденции. Иначе говоря, решили, что так теперь будет всегда. И ошиблись.


Речь даже не о том, что не так много талантов за последние 3-4 года сумели дойти до вершин. Речь о том, что роль лейблов в их успехе была невелика. И ни один хип-хоп-лейбл по настоящему большую звезду не зажег.


Давайте перечислять. Серега. Да, сделаем оговорки, что сам автор шел под флагом «спортивных частушек», желающие могут оперировать терминами поп-рэп, шансон-рэп, этно-рэп – так или иначе, рэп в основе. Так вот, начинал он в России работать с Монолитом, который в то время напрямую по рэпу работал разве что с Многоточием. Плюс занимался дистрибьюцией, например, проектов лейбла Rap Recordz. С Монолитом у Сереги не получается, клипы не «выстреливают», но он не отчаивается, пишет «Черный бумер» и выпускает альбом на Мегалайнере. Затем начинается история с Real Records, а это Первый канал и MTV. Рэп – да, рэп-лейблы – нет.


По-настоящему зажглась звезда Лигалайза. Да, для рэпперов он и раньше был безоговорочным лидером, но в последние годы Лига завоевал внимание широкой аудитории и статус чемпиона по продажам. Здесь имело место продюсирование Александра Толмацкого, плюс выпускающая компания Монолит.


Тимати – его дорога пролегла через Фабрику Звезд, АРС-Рекордс и Муз-ТВ. Далее он действовал сам, сформировавшись в самодостаточную публичную личность, привлекая внимание эффектными пиар-шагами.


Вспомним артистов, тоже выстреливших в последние три-четыре года, но такого уровня популярности не достигших.


Krec – вообще без лейбла. Вирусный маркетинг как он есть. Сами себе продюсеры, с которыми выпускающие компании прекращали отношения после выпуска одного альбома; которым на пути попадались какие-нибудь нефтяники, готовые выложить круглую сумму за релиз; которые смогли вписаться в историю с популярной картиной «Питер FM», а участие в кино- телепродукте даже для поп-артистов всегда удача.


Смоки Мо – вот исключение из выкладок. Это работа с Respect Production. Но, для стороннего обывательского взгляда не видно, в чем же эта работа заключалась.


Кровосток – «сделай сам»-проект. Выложили треки в интернет, переиздали их на Мегалайнере, второй альбом продали лейблу Feelee. Тоже своего рода вирусный маркетинг – от этой группы была без ума московская пресса, которая и поспособствовала продвижению Кровостока своми статьями.


Guf, Centr – еще долгая грустная история с неудавшимся продюсированием. В итоге самостоятельная работа, дистрибьюция компании Монолит.


Баста – приехал в Москву, нашел поддержку и питательную среду для творческого роста в клубе «Газгольдер», первый альбом издал силами и средствами этого клуба (Газгольдер Рекордз), второй выпустил Монолит. Никаких рэп-лейблов.


Трэш-шапито Кач – тут читатель может удивиться, но поясню выбор – да, не рэп в чистом виде, отношение к жанру косвенное, ну так это можно сказать и о других артистах из списка. Относительно успеха, в чем он может заключаться, для группы, выкладывающей альбомы в сеть – в корпоративах. А этому в немалой степени поспособствовал скандальный контент треков, политическая актуальность («… Питер решает») и Илья Лагутенко, пригласивший лидера Кач на сцену фестиваля Fuzz, что бы пропеть «витя Дробыш – соси, у*быш». Успех пришел, лейблы не понадобились.


Разумеется, никаких рэп-лейблов не было у Банд’Эрос или Бьянки – это все-таки немного другая история, R&B история.


Давайте вспомним, чем занимались рэп-лейблы.


100% — начнем с него, ведь отсюда вышли сразу два успешных проекта. Но это скорее пример того, как умелый продюсер Влад Валов придумал грамотные поп-проекты и сработал на отлично. Елка – тут есть налет хип-хоп из-за текстов Шеff’а, и все-таки этот нормальный поп. И Игра Слов – и тот же самый нормальный поп. Да, с речитативом, ну так и Отпетые Мошенники с речитативом. Рэп-проекты лейбла: Купер, Al Solo, Капа, K&M, Давление Жизни и многие другие звездами, увы, не стали.


Dots Fam Records – насколько можно понять из интервью Руставели, деятельность этого лейбла, работавшего с Монолитом, свернута. Больше не выходят регулярные сборники «Хип-хоп квартал» и альбомы близких Многоточию артистов. Однако, Dots Fam как объединение единомышленников, цел.


Respect Production – наблюдается тенденция к снижению числа релизов до трех-четырых в год. Новых артистов лейбл не издает, работа со сборниками, похоже, вообще прекращена, акцент сделан на лидеров – Касту и Смоки Мо. Это не означает, что Respect закрыт для молодых – насколько нам известно, поиски артистов там ведутся. Но физический результат в виде выпущенных альбомов равен нулю. При этом на лицо старение бывших звезд: есть ощущение, что проекты вроде Крестной Семьи или ЮГа постепенно утрачивают актуальность. Полагается упомянуть о втором направлении деятельности лейбла, сайте Rap.Ru.


Rap Recordz – попадалось на глаза высказывание Дайма, не вспомню дословно, но суть такова: выпускаю то, что нравится мне самому. И это в известной степени объясняет возможности и амбиции лейбла. Да, выходили и выходят интересные альбомы, но попытки преодолеть нишевые рамки – например, создать телевизионную историю с Амирой – не удались.


Revol, ранее Karavan – идея существования активного рэп-лейбла в провинции доказала свою утопичность. Ведущий артист лейбла, группа Триада, уже выпустила альбом на Монолите. По всей видимости там же выйдет диск главы этого лейбла, Сэта.


King Ring – выпустил на Союзе альбом St1m’а, однако, при всей истерии в рунете ощутимых результатов не видно – ни телеротаций, ни массивных гастролей в России. Но не исключено, что на родине лейбла, на Украине, дела обстоят иначе. Запустил сайт hiphop.ru 


Лично меня перечисление последних достижений немного угнетает. Как-то это несерьезно мало, не находите?


А главным рэп-лейблом на сегодня предлагаю считать Монолит, выпускающий Лигу, Басту и Многоточие – а это очень востребованные артисты – и имеющий очень плотный второй эшелон, где Guf, Centr, Триада, Красное Дерево, Big Black Boots, Сэт, а так же проекты Александра Толмацкого – N’pans, White Hot Ice, Дино МС 47, Звонкий…


В чем причина такого развития событий?


Рэп-лейблы не умеют работать?
На талантливых артистов «неурожай»?
Потенциал (финансовый) слушателей именно настоящего хип-хопа слишком низок?


Оставляем вам возможность самим над этим задуматься.


Андрей Никитин
По материалам сайта www.rap.ru